Синтаксические фигуры и изучение синтаксиса
Поэтический синтаксис. Фигуры (www.philol.msu.ru)
Не менее значимой, чем поэтический словарь, областью исследования выразительных средств является поэтический синтаксис. Изучение поэтического синтаксиса заключается в анализе функций каждого из художественных приемов отбора и последующей группировки лексических элементов в единые синтаксические конструкции. Если при имманентном исследовании лексики художественного текста в роли анализируемых единиц выступают слова, то при исследовании синтаксиса - предложения и фразы.
Если при исследовании лексики устанавливаются факты отступления от литературной нормы при отборе слов, а также факты переноса значений слов (слово с переносным значением, т. е. троп, проявляет себя только в контексте, только при смысловом взаимодействии с другим словом), то исследование синтаксиса обязывает не только типологическому рассмотрению синтаксических единств и грамматических связей слов в предложении, но и к выявлению фактов корректировки или даже изменения значения целой фразы при семантическом соотношении ее частей (что обычно происходит в результате применения писателем т.н. фигур).
Уделять внимание авторскому отбору типов синтаксических конструкций необходимо потому, что этот отбор может быть продиктован тематикой и общей семантикой произведения.
Г.А. Яковлева. Использование грамматической синонимии при изучении синтаксиса
Учебно-методическое пособие. Псков 2004 (window.edu.ru)
Стилистическая система современного русского языка характеризуется рядом противопоставлений, одним из которых является оппозиция не только словарно-стилистическая (нейтральные члены синонимических рядов противопоставлены книжным и разговорным), но и грамматико-стилистическая.
Как известно, в науке долгое время существовало мнение о том, что
синонимию следует рассматривать только на уровне лексики, однако в начале ХХ в. академик А.М. Пешковский заявил о существовании синонимии в грамматике и отметил, что она
представлена как в морфологии, так и в синтаксисе (например, на уровне словосочетаний: ехать полем – ехать по полю и др.). Ученый высказал мнение о том, что «стилистические возможности
в синтаксисе гораздо многообразнее и значительнее, чем в морфологии».
В.В. ВИНОГРАДОВ. Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова и Потебни до Фортунатова). М.: Издательство Московского университета, 1958. 400 с. (только оглавление danefae.org)
Бевз Е.В., НГПИ - Специфика изучения сопоставительного синтаксиса русского и украинского языков в высшей школе (bibl.kma.mk.ua)
Синтаксис как учение о связной речи непосредственно переплетается со стилистикой, поскольку все основные функционально-стилевые и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц разных уровней проявляются в условиях определенного синтаксического контекста.
Вместе с тем и сами синтаксические конструкции, рассматриваемые в единстве их
семантических и формально-грамматических признаков, играют важную роль как средство различения функциональных разновидностей языка и речи, достижения соответствующего стилистического и эмоционально-экспрессивного эффекта.
Синтаксис и семантика живого языка
С.ЕВГРАФОВА. Синтаксис и семантика в пунктуации (Новый подход)(rus.1september.ru)
В русском языке принято различать 5 членов предложения – подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Особняком стоит приложение, которое в школьной традиции аттестуют как «согласованное определение, выраженное существительным».
В новой редакции правил расстановки знаков препинания, а затем и в школьных учебниках совершенно необходимо навести порядок в описании семантико-синтаксических оснований русской пунктуации.