Универсальная грамматика: быть ей или не быть?

  

Концепция Ноама Хомского о том, что наш мозг связан с умственным аспектом в изучении грамматики, доминировала в лингвистических кругах больше полувека. Недавно, тем не менее, когнитивисты и лингвисты оставили «универсальную грамматику» Хомского, так как появились новые исследования различных языков в этой области, и способов, с помощью которых дети младшего возраста учатся понимать и говорить на языках своего общества.

Исследование предлагает совершенно другой подход, согласно которому изучение ребенком первого языка никаким образом не связано с врожденным грамматическим аспектом. Новое исследование показывает, что дети используют разные виды мышления, которые могут не относиться к языку, - например, способность классифицировать мир по категориям (люди, объекты) и понимать связи между вещами. Эти способности, вместе с человеческой способностью «поймать» то, что другие пытаются передать, и позволяют языку воплотиться.

Новые подходы в лингвистике и психологии предполагают, что детская врожденная способность чувствовать, что думают другие, вместе с сильным изучающим механизмом развивающегося мозга, уменьшает необходимость универсальной грамматики. Когда ребенок слушает, он усваивает примеры для использования, которые могут применяться к разным предложениям. К примеру, слово «еда» может заменить слово «мяч» после фразы: «Собака хочет».

Исследования показывают, что теория приобретения знаний о значении слов и грамматика, способствуют тому, что двух- и трехлетний ребенок все-таки изучает язык, сначала самые простые грамматические конструкции, потом постепенно он интуитивно расширяет круг их использования. Например, маленькие дети употребляют в своей речи самые простые грамматические конструкции, которые базируются на отдельных примерах сочетания слов: «Где Х?», «Я хочу Х», «Это Х», «Мама Х», «Садись Х», «Х тут». Со временем дети комбинируют более сложные высказывания, например: «Где Х, который мама Х-ла?

Еще один подход в лингвистике и психологии отвергает идею Хомского о врожденной грамматике. Согласно этому подходу, грамматика является продуктом истории, - другими словами, процессов перехода языков от одного общества к другому, и людской психологии (социальные и когнитивные способности, которые позволяют поколениям изучать язык прежде всего остального). Кроме того, эта теория предполагает, что язык использует мозговую систему, которая могла быть и не задействована специально. То есть, человек из детства изучает язык посредством социального взаимодействия и приобретает опыт используя предложения, которые создавались обществами на протяжении времен.

С тех пор, как Хомский предложил новую парадигму для изучения особенностей происхождения и функционирования языков, в лингвистике существенно увеличилось количество исследований этого лингвистического феномена. При этом по-прежнему востребованы и актуальны анализ и интерпретация фактов, касающихся функционирования и развития мировых языков - того, как они похожи и одновременно отличаются друг от друга, как меняются в историческом аспекте и как же все-таки маленькие дети осваивают один или несколько из них. Этот вопрос может еще долго оставаться открытым.

Материал размещен на сайте Filologia.su
21 сентября 2016 года

Родственные темы и рубрики

Яндекс.Метрика
FILOLOGIA.SU : Вся филология и лингвистика на одном сайте
© Юрий Новиков (Skype: EGOWELT). 2009-2024
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
сайт создан и работает на системе создания и управления сайтом CMS EDGESTILE SiteEdit
Сайт создан и работает на системе EDGESTILE SiteEdit