Взаимодействие общего и дополнительного образования

  

Особенности школьного дополнительного образования


Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Однако может ли школа в полной мере помочь в развитии и саморазвитии личности, овладении социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру? Задача, прямо скажем, трудновыполнимая. Поэтому роль дополнительного образования весьма высока.

Наряду с общим образованием, дополнительные занятия способствуют не только развитию знаний, умений и навыков, но и выполняют функцию социализации детей: учащиеся умеют выслушивать и принимать чужое мнение, помогать товарищам, готовы сотрудничать. Особый интерес представляет начальная образовательная среда. Ведь начальная школа – основа для формирования общих знаний, а, следовательно, и полноценной личности. В этом случае задачей дополнительного образования будет контроль по улучшению и углублению уже достигнутых результатов в определенной деятельности.

Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой реализует свои возможности, выражает свою индивидуальность – от этого направления отталкивается дополнительное образование. Для многих это изучение языков, в том числе заграницей.

Многие агентства предлагают языковые курсы за границей для детей. Отправляясь в летний языковой лагерь за рубеж, ребенок не только учит язы, но и получает навык общения на нем, так как это принято в стране.

Одним из приоритетов учреждений дополнительного образования является не столько ввод учащихся в определенную деятельность, сколько стимулирование активности учащихся, которые проявляются в этой деятельности. Активность в дополнительном обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует адекватное отношение к окружающей действительности. А познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка.

Успех обучающих занятий в первую очередь будет зависеть от заинтересованности руководства школ в дополнительном образовании учащихся. У образовательных программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности есть множество преимуществ. Прежде всего это количественный момент.

Если в среднестатистическом классе участниками процесса обучения являются сразу 25 человек, то при секционном объединении этот показатель в два раза меньше – 12 человек. Следовательно, у педагогов дополнительного образования, нежели педагога начальных классов, есть больше возможностей уделить внимание конкретному человеку. Познав своеобразие личности каждого ребенка, его духовного облика, к нему предъявляются индивидуальные требования.

На основании знаний индивидуальных особенностей ребят выстраивается определенная организация обучения и воспитания в коллективе. Выстаивается цепочка отношений между учащимися. Каждый ребенок чувствует себя комфортно и в полной мере отдается занятию. Складываются условия для накопления учащимися положительного опыта сотрудничества и усвоения материала. Второй момент заключается в процессе самой подачи материала.

Основной формой занятия в школе является урок. Педагоги дополнительного образования в своей работе не ограничиваются одной формой. В программах всегда есть место и урокам, и экскурсиям, и дискуссиям, и видеопрезентациям, и учебным играм, и практической деятельности. Причем, практическая деятельность является закрепляющей основой в усвоении полученных знаний. Весь теоретический материал проходит практическое освоение.

Третьим плюсом дополнительной внеурочной деятельности является раскрытие творческих задатков и активности учащихся. Это достигается посредством включения ребят в разные деятельности: участие в конкурсах, движениях, и других мероприятиях. В такой деятельности у школьников раскрывается творческий потенциал, развивается воображение, мышление, интеллект, складывается свой взгляд на определенную ситуацию. Четвертое положение можно характеризовать как контроль усвоения материала. Программы дополнительного образования не подразумевают твердой шкалы оценок, а придерживаются в лучшем случае балло-рейтинговой таблицы достижений, которая стимулирует учащихся проявлять активность.

Например, наблюдается улучшение успеваемости по школьной дисциплине «Окружающий мир». Ребята, занимающиеся внеурочно по экопрограмме, в сравнении с началом и концом года имеют ощутимый прогресс в усвоении знаний по предмету. Таким образом, сопровождая учащихся в дополнительных занятиях в младшем школьном возрасте, формируется база учеников для дальнейшей просветительской, углубленной работы.

Ведя ребят все их школьное обучение, вплоть до старших классов, можно сделать упор еще и на профессиональное самоопределение. Осветив наиболее весомые достоинства дополнительного образования, можно сказать, что внеурочная деятельность отлично преодолевает недостатки школьной системы, создавая проекты и ситуации, решающие задачи подготовки компетентного человека. Взаимодействие общего и дополнительного образования – бесценный тандем в процессе формирования личности, полезной обществу. Поэтому эта тема была и будет отличаться актуальностью и инновационными новшествами.

                                 Статья размещена на сайте Filologia.su 25 мая 2018 года

Тема "Образование" на других сайтах проекта

FILOLOGIA.SU : Вся филология и лингвистика
© Юрий Новиков (Skype: EGOWELT). 2009-2018
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
сайт создан и работает на системе создания и управления сайтом CMS EDGESTILE SiteEdit
Сайт создан и работает на системе EDGESTILE SiteEdit