Жанр и стиль рассказа

Жанр и стиль рассказов, представленных на литературный конкурс "Последняя волна"

В условиях конкурса нет каких-либо ограничений в отношении жанра и стиля работ, которые можно представить на конкурс:  это одновременно и достоинство, и один из недостатков данного конкурса. Достоинство, потому что в конкурсе можно принять участие с самыми разными по жанру произведениями. Недостаток, потому что любовная история, природная зарисовка, детская сказка, политическая агитка или научный трактат вещи несопоставимые.

При оценивании работ конкурса я чаще  отдавал  предпочтение художественным произведениям перед чисто научными, деловыми или публицистическими. Но иногда общественно значимая и актуальная тема перевешивала при условии, что текст написан хорошим языком и интересно.

Что касается стиля, то далеко не все представленные на конкурс работы могут похвастаться каким- то единым, выдержанным стилем. Многие из них написаны настолько сумбурно и непрофессионально, что говорить о каком-то стиле там вообще не приходится.

Что поделаешь? Конкурс не писательский, а народный. Поэтому все пишут по принципу: «Кто на что горазд».

Что меня поразило: особенно в первых порциях было множество рассказиков, написанных старомодным народным стилем аля Зощенко или аля Шукшин. Вся эта юморная деревенская бытовуха с алкашами на лавочках, сама по себе, конечно же, имеет право на существование, но тиражируемая в сотый раз - и конкретно в контексте данного конкурса -  лично меня совершенно не вдохновляет. Хочется чего-то более созвучного современности. Возможно, отчасти появление на конкурсе таких рассказов объясняется тем, что некоторые представили на конкурс произведения, написанные ими 20-30 и более лет назад. Конечно, такие рассказы смотрятся странно рядышком с подростковыми фантазиями про социальные сети и знакомства в Интернете.  

Например, рассказ "Катькина любовь" Геннадия Сенкевича начинается словами:
"С утра хотелось выпить, и Петрович метался по квартире в поисках идей. Заначка закончилась ещё позавчера, когда с соседом Коляном разом выносили на улицу мусор – за трояк Фоминичнна из соседнего подъезда быстро обслужила, дай ей Бог здоровья."

Основная часть работ, представленных на конкурс, это рассказы о реальных событиях героев, любовные истории, воспоминания каких-то эпизодов из собственной жизни. Причем я бы разделил все эти произведения бытового и лирического жанра на три группы: 

1. те, которые написаны действительно интересно и ярким языком - и здесь неважно, кто пишет, от чьего имени и являлся ли он сам участником описываемых событий

2. те, авторы которых не скрывают, что описывают события собственной жизни - для них важна не столько литература, сколько возможность высказаться, излить свои эмоции

3. те, чьи авторы не скрывают, что все описанное это лишь их мечтания - тем самым литературная ценность таких работ невольно принижается, так как на первом месте опять же стоит: "Мне непременно надо об этом сказать. Неважно, как." 

В моем представлении, настоящая литература (будь то проза или стихи) обязательно предполагает определенный уровень владения языком, умение играть в слова, создавать из обыденного необыденное и яркое. Среди работ, представленных на конкурс, такое волшебство, к сожалению, встречается не часто. Очень много повествовательного, простого перечисления событий и фактов нередко самым обыденным языком, с массой орфографических ошибок и без какой-либо стилистической цельности.

Юрий Новиков, судья литературного конкурса "Последняя волна" имени Дмитрия Огма,
группа судей "Культурологи, филологи, лингвисты"

Не претендуя на полный охват всего жанрового многообразия и стилистических особенностей рассказов, представленных на конкурс, хотел бы привести некоторые конкретные примеры текстов.

Публицистика:

Людмила Яковлева. Я - учительница русского языка

Нина Тингаева. Мы сохраним тебя, русская речь ..

Дмитрий Виноградов. Пепел Чернобыля.

Фантастика:

Ирина Арбузова. Глава из фантастического романа « Карусель событий в суете забот»

Евгения Цветкова и Николай Корольков. Спасение мира – в объединении  России и США в одно государство (Аналитическая фантастика)

Сказки:

Алиса Данчич. Что снится розе? Романтическая сказка

Елена Зорина. Праздничная Эмма (цикл «Сказки двух осин»)

Вениамин Кисилевский. Сказка Памяти Мастера

Владимир Коршунов. Сказка о потерянной совести

Кристина.  Сказка о Тукане

Валерия Рассохина. Семья обезьян

Лариса Щукина. Легенда о Королевстве Розиттен

  
Яндекс.Метрика
FILOLOGIA.SU : Вся филология и лингвистика 
© Юрий Новиков (Skype: EGOWELT). 2009-2017
Яндекс.Метрика
сайт создан и работает на системе создания и управления сайтом CMS EDGESTILE SiteEdit
Сайт создан и работает на системе EDGESTILE SiteEdit